Скорость и эффективность цепочки поставок жизненно важны для роста любой коммерческой организации. Она определяет, насколько быстро доставляются заказы, что, в свою очередь, влияет на лояльность клиентов. Чтобы превратить это в сильное конкурентное преимущество, компании используют множество различных стратегий для оптимизации своей логистики. Одним из них является кросс-докинг. Прочитайте нашу статью, чтобы узнать, что это за схема и когда ее следует использовать.
Что такое кросс-докинг?
Кросс-докинг (англ. cross «напрямую; пересекать» + docking «стыковка; причаливание»), сквозное складирование — процесс приемки и отгрузки грузов через склад напрямую, без размещения в зоне долговременного хранения.
Кросс-докинг является комплексом логистических операций в цепи поставок, который позволяет осуществлять складские отгрузки и поставки товаров как можно ближе друг к другу. В результате ваши складские расходы сокращаются на 20-30%, а конечный клиент получает свой заказ в кратчайшие сроки.
Виды сквозного складирования
- Одноэтапный — поставщик доставляет скомплектованные товары на склад ответственного хранения, где они перегружаются на другие транспортные средства и в неизменном виде отправляются в пункт назначения. Это самый простой и самый дорогой вариант кросс-докинговой цепи поставок.
- Двухэтарный — продукция отгружается на склад поэтапно. Они формируются в заказы в специально отведенных зонах комплектации, а затем отправляются транзитными транспортными средствами или службами доставки. Каждая единица маркируется, нумеруется с указанием данных грузополучателя на упаковке.
- Трехэтапный — несколько различных грузов собираются вместе и из них формируются оригинальные партии для отправки получателям.
Система предусматривает изменение формата перевозок, комплексную сортировку по товарным группам для отправок в определенных направлениях, систематизацию и объединение продукции от разных поставщиков.
Преимущества и недостатки системы
Плюсы:
- Поставщик несет полную ответственность за недостачу.
- Время поставки грузов от производителя до конечного получателя сокращается.
- Снижение потребности в складских помещениях для грузополучателей.
- Сокращение времени на комплектацию товаров конечному получателю.
- Снижение затрат на аренду, обслуживание и строительство складов.
- Система позволяет одновременно работать с большим количеством клиентов и поставщиков.
- Уменьшение потребности в персонале склада, что приводит к повышению производительности.
- Увеличение товарооборота и снижение уровня запасов в магазинах.
- Сокращение расходов на персонал для грузополучателей и снижение затрат, связанных с размещением, комплектацией и хранением товаров в местах хранения и логистических операциях.
Минусы:
- Потенциальные партнеры могут не иметь необходимой инфраструктуры.
- Для проведения операции необходим соответствующий транспортный парк.
- Необходима компьютеризированная система логистики.
- Дополнительные обработки грузов могут привести к повреждению товаров.
- Затраты на оплату труда связаных с перемещением и доставкой запасов.
- Логистика кросс-докинга выгодна в случае большого объема еженедельных поставок.
- Кросс-докинг может привести к спорам между поставщиками и грузополучателями, а также операторами, поскольку отсутствует контроль над упаковкой, качеством и количеством входящих и исходящих товаров на уровне грузовой единицы, так и на уровне складского места.
- Требуется взаимосвязь между ERP-системами поставщиков и грузополучателей (требуется довольно сложная и развитая IT инфоструктура) и WMS-системами операторов кросс-доков, без чего будут возникать сложности с формированием и оформлением отгрузки с юридической стороны.
Особенности кросс-докинга
Одной из особенностей технологии кросс-докинга является то, что в качестве средства доставки на входящем и исходящем потоке в большинстве случаев рассматривается автотранспорт, хотя в рамках термина кросс-докинг также можно выделить технологию, при котором из транспортных средств выгружается уже не весь груз, а только его часть (меньшая), идущая в другом направлении. К оставшейся же части груза в пределах транспортного средства догружается другая продукция, следующая тем же назначением. Но сейчас, кроме как на железнодорожном транспорте, при сортировке мелких отправок в пути следования такой способ по ряду причин не используется.
Второй особенностью кросс-докинга является непосредственная работа не только с товарами, но и с заказами, так как последние изначально комплектуются не на складе оператора кросс-докинга, а поставщиком товара при отгрузке. Это позволяет значительно уменьшить стоимость их обработки, а также переложить на поставщика ответственность за сохранность комплектации товара. А второе – в том, что заказ поступает на склад непосредственно перед отгрузкой. Тем самым обеспечивается минимальный срок пребывания товара на складе, и в этой связи необходимо очень точно согласовать во времени именно обеспечение тем или иным товаром (заказом), пришедшим от поставщиков, конкретные заказы грузополучателей. И именно количество заказов грузополучателей, их наполнение, график отгрузки, существенно влияет на применяемые логистические операции и оборудование в рамках единой технологии кросс-докинга.
Необходимо заметить, что подходы кросс-докинга к осуществлению логистических операций, так же как и применяемое оборудование очень схожи с технологией распределения, за исключением того, что распределение товара между грузополучателями осуществляется непосредственно со склада.
Помимо этого, следует понимать, что технология кросс-докинга применима не только на складах распределительных, например, 3PL-операторов, но и работающих по традиционной и смешанной технологиям. В этой связи, рассматривая в дальнейшем кросс-докинг, мы будем опираться на показатели эффективности в общем, а не рассматривать логистические процессы, присущие каждой технологии по отдельности.
Условия для реализации
Сквозное складирование подойдет не каждому предприятию. Поэтому важно заранее оценить возможности внедерения кросс-докинга, чтобы повысить производительность компании и удовлетворить конечного потребителя в каждом конкретном случае.
Использование технологии оптимально в следующих случаях:
- Оптовая торговля B2B, предполагающая сотрудничество со многими дистрибьюторами и розничными точками.
- Производство и продажа скоропортящихся товаров с высокой оборачиваемостью — продукты питания, фармацевтика, флористика.
- Продажа продуктов массового потребления, которые имеют короткий срок годности и не требуют дополнительных проверок качества.
- Многократные поставки товаров в рамках ограниченных по времени акций и распродаж.
- Интернет-магазины, которым необходима перекомплектация большого количества грузов.
- Регулярные отправки небольших партий из широкого товарного ассортимента.
- Необходимость обеспечения своевременной доставки (актуально при доставке на несколько адресов во время напряженного сезонного спроса).
- Наличие заранее отобранных и упакованных продуктов с ярлыками и этикетками.
- Консолидация сложных грузов и обработка смешанных паллет от разных поставщиков.
Центром кросс-докинга служит крупный распределительный склад, куда транспорт с большой грузоподъемностью свозит товар. Меньшие машины транспортируют его в пункты назначения. С данной целью налаживается четкий механизм «Поставка – Перевалка – Отправка». Склад не контролирует комплектность, внутреннюю целостность и сроки годности запечатанных паллет. Согласно договору, вся ответственность за это ложится на поставщика.
К складским помещениям в кросс-докинге предъявляются такие требования:
- ширина пространства – не менее трети от длины;
- достаточное количество ворот – минимум 1 на каждые 300-500 м²;
- наличие необходимой погрузочной техники;
- погрузочно-разгрузочные зоны для разделения входящих/исходящих товаропотоков с обеих сторон здания.
Обязательное условие для правильной организации процессов – использование штрих-кодов и сканеров. Также важны грамотный информационный обмен, оперативное оформление электронной документации, фиксирующей детализированные данные по приходам/расходам.
Главная задача – корректное внедрение системы. Для ее подключения нужно пересмотреть учет товаров на собственном складе, перестроить отдел закупок и тщательнее контролировать движение товарных единиц.
Сферы, в которых успешно применяется
В связи с необычным форматом – товар принимают в одни двери и тут же отправляют через другие – эту систему используют в основном крупные компании.
Где она задействована:
- сетевые магазины и гипермаркеты;
- при перевозке из одного заведения в другое;
- организации, которые пользуются аутсорсом;
- автобизнес;
- все сети, где есть четкое понимание потребности клиента и возможности работать под потребление и запросы;
- логистические платформы, которые занимаются доставкой;
- мелкое производство с консолидацией от разных контрагентов;
- непрерывный поток поставок в регионы.
Подведение итогов
Мы изучили, что такое кросс-докинг, как он работает и кто может извлечь из него пользу. Важно научиться планировать логистику и найти способы упростить ее, чтобы не требовались дополнительные перевозчики или долгосрочное хранение. Это отличный способ оптимизировать деятельность компании и снизить производственные затраты за счет минимизации расходов на складирование. Главное — понять, насколько это поможет, и правильно внедрить его, чтобы не совершить обычных ошибок.