Меню

Кросс-докинг: что это такое в логистике — технологии, схемы и виды

Скорость и эффективность цепочки поставок жизненно важны для роста любой коммерческой организации. Она определяет, насколько быстро доставляются заказы, что, в свою очередь, влияет на лояльность клиентов. Чтобы превратить это в сильное конкурентное преимущество, компании используют множество различных стратегий для оптимизации своей логистики. Одним из них является кросс-докинг. Прочитайте нашу статью, чтобы узнать, что это за схема и когда ее следует использовать.

Что такое кросс-докинг?

Кросс-докинг (англ. cross «напрямую; пересекать» + docking «стыковка; причаливание»), сквозное складирование — процесс приемки и отгрузки грузов через склад напрямую, без размещения в зоне долговременного хранения.

Кросс-докинг является комплексом логистических операций в цепи поставок, который позволяет осуществлять складские отгрузки и поставки товаров как можно ближе друг к другу. В результате ваши складские расходы сокращаются на 20-30%, а конечный клиент получает свой заказ в кратчайшие сроки.

Виды сквозного складирования

  • Одноэтапный — поставщик доставляет скомплектованные товары на склад ответственного хранения, где они перегружаются на другие транспортные средства и в неизменном виде отправляются в пункт назначения. Это самый простой и самый дорогой вариант кросс-докинговой цепи поставок.
  • Двухэтарный — продукция отгружается на склад поэтапно. Они формируются в заказы в специально отведенных зонах комплектации, а затем отправляются транзитными транспортными средствами или службами доставки. Каждая единица маркируется, нумеруется с указанием данных грузополучателя на упаковке.
  • Трехэтапный — несколько различных грузов собираются вместе и из них формируются оригинальные партии для отправки получателям.

Система предусматривает изменение формата перевозок, комплексную сортировку по товарным группам для отправок в определенных направлениях, систематизацию и объединение продукции от разных поставщиков.

Преимущества и недостатки системы

Плюсы:

  • Поставщик несет полную ответственность за недостачу.
  • Время поставки грузов от производителя до конечного получателя сокращается.
  • Снижение потребности в складских помещениях для грузополучателей.
  • Сокращение времени на комплектацию товаров конечному получателю.
  • Снижение затрат на аренду, обслуживание и строительство складов.
  • Система позволяет одновременно работать с большим количеством клиентов и поставщиков.
  • Уменьшение потребности в персонале склада, что приводит к повышению производительности.
  • Увеличение товарооборота и снижение уровня запасов в магазинах.
  • Сокращение расходов на персонал для грузополучателей и снижение затрат, связанных с размещением, комплектацией и хранением товаров в местах хранения и логистических операциях.

Минусы:

  • Потенциальные партнеры могут не иметь необходимой инфраструктуры.
  • Для проведения операции необходим соответствующий транспортный парк.
  • Необходима компьютеризированная система логистики.
  • Дополнительные обработки грузов могут привести к повреждению товаров.
  • Затраты на оплату труда связаных с перемещением и доставкой запасов.
  • Логистика кросс-докинга выгодна в случае большого объема еженедельных поставок.
  • Кросс-докинг может привести к спорам между поставщиками и грузополучателями, а также операторами, поскольку отсутствует контроль над упаковкой, качеством и количеством входящих и исходящих товаров на уровне грузовой единицы, так и на уровне складского места.
  • Требуется взаимосвязь между ERP-системами поставщиков и грузополучателей (требуется довольно сложная и развитая IT инфоструктура) и WMS-системами операторов кросс-доков, без чего будут возникать сложности с формированием и оформлением отгрузки с юридической стороны.

Особенности кросс-докинга

Одной из особенностей технологии кросс-докинга является то, что в качестве средства доставки на входящем и исходящем потоке в большинстве случаев рассматривается автотранспорт, хотя в рамках термина кросс-докинг также можно выделить технологию, при котором из транспортных средств выгружается уже не весь груз, а только его часть (меньшая), идущая в другом направлении. К оставшейся же части груза в пределах транспортного средства догружается другая продукция, следующая тем же назначением. Но сейчас, кроме как на железнодорожном транспорте, при сортировке мелких отправок в пути следования такой способ по ряду причин не используется.

Второй особенностью кросс-докинга является непосредственная работа не только с товарами, но и с заказами, так как последние изначально комплектуются не на складе оператора кросс-докинга, а поставщиком товара при отгрузке. Это позволяет значительно уменьшить стоимость их обработки, а также переложить на поставщика ответственность за сохранность комплектации товара. А второе – в том, что заказ поступает на склад непосредственно перед отгрузкой. Тем самым обеспечивается минимальный срок пребывания товара на складе, и в этой связи необходимо очень точно согласовать во времени именно обеспечение тем или иным товаром (заказом), пришедшим от поставщиков, конкретные заказы грузополучателей. И именно количество заказов грузополучателей, их наполнение, график отгрузки, существенно влияет на применяемые логистические операции и оборудование в рамках единой технологии кросс-докинга.

Необходимо заметить, что подходы кросс-докинга к осуществлению логистических операций, так же как и применяемое оборудование очень схожи с технологией распределения, за исключением того, что распределение товара между грузополучателями осуществляется непосредственно со склада.

Помимо этого, следует понимать, что технология кросс-докинга применима не только на складах распределительных, например, 3PL-операторов, но и работающих по традиционной и смешанной технологиям. В этой связи, рассматривая в дальнейшем кросс-докинг, мы будем опираться на показатели эффективности в общем, а не рассматривать логистические процессы, присущие каждой технологии по отдельности.

Условия для реализации

Сквозное складирование подойдет не каждому предприятию. Поэтому важно заранее оценить возможности внедерения кросс-докинга, чтобы повысить производительность компании и удовлетворить конечного потребителя в каждом конкретном случае.

Использование технологии оптимально в следующих случаях:

  • Оптовая торговля B2B, предполагающая сотрудничество со многими дистрибьюторами и розничными точками.
  • Производство и продажа скоропортящихся товаров с высокой оборачиваемостью — продукты питания, фармацевтика, флористика.
  • Продажа продуктов массового потребления, которые имеют короткий срок годности и не требуют дополнительных проверок качества.
  • Многократные поставки товаров в рамках ограниченных по времени акций и распродаж.
  • Интернет-магазины, которым необходима перекомплектация большого количества грузов.
  • Регулярные отправки небольших партий из широкого товарного ассортимента.
  • Необходимость обеспечения своевременной доставки (актуально при доставке на несколько адресов во время напряженного сезонного спроса).
  • Наличие заранее отобранных и упакованных продуктов с ярлыками и этикетками.
  • Консолидация сложных грузов и обработка смешанных паллет от разных поставщиков.

Центром кросс-докинга служит крупный распределительный склад, куда транспорт с большой грузоподъемностью свозит товар. Меньшие машины транспортируют его в пункты назначения. С данной целью налаживается четкий механизм «Поставка – Перевалка – Отправка». Склад не контролирует комплектность, внутреннюю целостность и сроки годности запечатанных паллет. Согласно договору, вся ответственность за это ложится на поставщика.

К складским помещениям в кросс-докинге предъявляются такие требования:

  • ширина пространства – не менее трети от длины;
  • достаточное количество ворот – минимум 1 на каждые 300-500 м²;
  • наличие необходимой погрузочной техники;
  • погрузочно-разгрузочные зоны для разделения входящих/исходящих товаропотоков с обеих сторон здания.

Обязательное условие для правильной организации процессов – использование штрих-кодов и сканеров. Также важны грамотный информационный обмен, оперативное оформление электронной документации, фиксирующей детализированные данные по приходам/расходам.

Главная задача – корректное внедрение системы. Для ее подключения нужно пересмотреть учет товаров на собственном складе, перестроить отдел закупок и тщательнее контролировать движение товарных единиц.

Сферы, в которых успешно применяется

В связи с необычным форматом – товар принимают в одни двери и тут же отправляют через другие – эту систему используют в основном крупные компании.

Где она задействована:

  • сетевые магазины и гипермаркеты;
  • при перевозке из одного заведения в другое;
  • организации, которые пользуются аутсорсом;
  • автобизнес;
  • все сети, где есть четкое понимание потребности клиента и возможности работать под потребление и запросы;
  • логистические платформы, которые занимаются доставкой;
  • мелкое производство с консолидацией от разных контрагентов;
  • непрерывный поток поставок в регионы.

Подведение итогов

Мы изучили, что такое кросс-докинг, как он работает и кто может извлечь из него пользу. Важно научиться планировать логистику и найти способы упростить ее, чтобы не требовались дополнительные перевозчики или долгосрочное хранение. Это отличный способ оптимизировать деятельность компании и снизить производственные затраты за счет минимизации расходов на складирование. Главное — понять, насколько это поможет, и правильно внедрить его, чтобы не совершить обычных ошибок.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал компании М-Логист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: