Меню

Что такое 3PL-логистика?

3PL (third-party logistics) провайдер предлагает услуги аутсорсинга логистики, которые включают в себя все, что связано с управлением одним или несколькими аспектами деятельности по закупкам и выполнению заказов. В бизнесе 3PL имеет широкое значение, которое применяется к любому договору на оказание услуг, связанных с хранением или транспортировкой товаров. Услуга 3PL может предоставляться одним поставщиком, например, транспортировка или складское хранение, или это может быть комплекс услуг в масштабах всей системы, способный управлять цепочкой поставок.

Как работает сторонняя логистика

Вот пример того, как работают 3PL-службы: Книжное издательство нанимает писателей, редакторов и графических дизайнеров для выпуска публикаций, но оно может не захотеть заниматься процессом заказа книг потребителями или их транспортировкой. Вместо этого книгоиздатель использует центр выполнения заказов для обработки своих онлайн-заказов и нанимает автоперевозчика для перевозки грузов. И центр выполнения заказов, и перевозчик выступают в качестве 3PL-провайдеров. Выполнять и отправлять заказы на книги может и один 3PL-провайдер.

Заключив контракт с 3PL-провайдером, книжная компания может использовать услуги по снабжению и дистрибуции только по мере необходимости, что позволяет более эффективно контролировать расходы и сосредоточиться на своей основной компетенции — производстве книг.

Виды сторонней логистики

Международная классификация предусматривает на сегодняшний день пять уровней логистических компаний: 1PL, 2PL, 3PL, 4PL. PL – party logistics переводится как «сторона логистики», а цифры обозначают глубину вовлеченности компании в цепь поставок.
  • 1PL – такая компания обычно сама является владельцем груза и сама занимается его доставкой. Таких компаний на рынке становится все меньше на рынке. Все большее число грузовладельцев отдают хотя бы часть своих логистических задач специализированным транспортным компаниям.
  • 2PL – эти компании оказывают одну из услуг в цепи поставок товара. Чаще всего это транспортные компании, которые занимаются грузоперевозками из точки А в точку Б. Такие компании обычно имеют собственный транспорт и очень распространены на российском рынке логистики сегодня.
  • 3PL – это уже специализированная логистическая компания, которая в состоянии взять на себя решения большого количества логистических задач. В них входит не только транспортировка грузов, но и их хранение, упаковка, сборка заказов. К их числу относится, например, большая часть курьерских служб.
  • 4PL – компания, которая выступает, в том числе, посредником, между грузовладельцем и разнообразными подрядчиками в области логистики. Такие провайдеры обеспечивают и непосредственно управляют всей цепочкой поставок. Таких компаний на российском рынке не очень много и зачастую они входят в структуры крупных холдингов.
  • 5PL – оператор занимается не только хранит и доставляет, но и продает товары. Производителю нужно только изготовить товар, дальше за него все сделает оператор.

Рост 3PL

Аспекты 3PL, вероятно, появились сотни, если не тысячи лет назад. Совет профессионалов по управлению цепочками поставок относит аббревиатуру 3PL к четырем десятилетиям назад. «Термин 3PL впервые был использован в начале 1970-х годов для обозначения интермодальных маркетинговых компаний… в транспортных контрактах», — говорится в глоссарии Совета. «До этого момента в контрактах на перевозку участвовали только две стороны — грузоотправитель и перевозчик».

Закон об автоперевозчиках 1980 года дерегулировал отрасль грузоперевозок, что привело к снижению тарифов на грузоперевозки, а также к росту конкуренции, что способствовало появлению концепции 3PL.

Термин 3PL стал чаще использоваться консультантами и на конференциях в 1990-х годах, что, вероятно, было связано с развитием технологий, включая появление Интернета.

Позднее, в 2008 году, в Законе об улучшении безопасности потребительских товаров было дано юридическое определение 3PL: «Термин «сторонний логистический провайдер» означает лицо, которое только получает, хранит или иным образом транспортирует потребительский товар в ходе обычной деятельности, но не получает право собственности на товар».

Согласно часто цитируемому отчету за 2017 год компании Armstrong & Associates, консалтинговой компании по цепочкам поставок, 90% отечественных компаний из списка Fortune 500 полагаются на 3PL-провайдеров в вопросах логистики, по сравнению с 46%, о которых Armstrong сообщал в 2001 году.

Рост онлайн-продаж и растущий потребительский спрос на более быструю доставку и низкие цены подстегнули спрос на услуги 3PL. 3PL также расцвели благодаря технологиям отслеживания, таким как радиочастотная идентификация (RFID) и система глобального позиционирования (GPS), которые обеспечивают расширенную видимость цепочки поставок. Между тем, технология Интернета вещей (IoT) улучшила показатели отслеживания для грузоперевозок и других перевозчиков.

Преимущества 3PL

Основным преимуществом использования услуг 3PL для управления логистикой, такой как упаковка, складирование, выполнение заказов и распределение, является экономия средств — например, отсутствие необходимости содержать склад или персонал для контроля операций цепочки поставок.

3PL-услуга, скорее всего, обеспечивает более высокую эффективность таких усилий, как доставка, и в то же время позволяет легче масштабировать свою деятельность. Если издательской компании в приведенном выше примере вдруг понадобится отгрузить больше экземпляров популярной книги, центру исполнения заказов будет легче удовлетворить этот спрос, чем если бы издательству самому пришлось отгружать дополнительные экземпляры книги.

3PL против 4PL

Термин 4PL (логистика четвертой стороны) часто всплывает в дискуссиях о 3PL. Вкратце, когда 3PL-провайдеры передают на аутсорсинг какие-либо из своих собственных контрактных услуг, они становятся 4PL-провайдерами. В примере с книгоиздателем, если центр выполнения заказов передает субподряд на упаковку и взвешивание грузов другим компаниям, то центр действует как 4PL-провайдер.

Некоторые наблюдатели рассматривают 3PL-провайдеров как руководителей конкретной аутсорсинговой услуги, в то время как 4PL-провайдеры контролируют услуги по всей цепочке поставок.

Другой способ взглянуть на услуги 4PL — это взгляд на провайдера, который выступает в качестве единого контактного лица компании-клиента в цепи поставок; 4PL-провайдер выбирает и управляет различными видами деятельности 3PL. 4PL также известны как ведущие логистические провайдеры (LLP).

3PL в сравнении с экспедированием

Экспедирование грузов и 3PL могут показаться похожими, но есть заметные различия.

Экспедиторы не занимаются собственно перевозкой материалов, а выполняют функции связующего звена между компанией-клиентом и транспортными фирмами. Экспедитор ведет переговоры о ценах, определяет оптимальные виды транспорта, устанавливает экономичные маршруты доставки и работает над другими логистическими проблемами. Как отмечалось ранее, 3PL-провайдеры оказывают более широкий спектр услуг по сравнению с экспедиторами.

Кроме того, 3PL-провайдер берет на себя ответственность за отправляемые товары или услуги, в то время как

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал компании М-Логист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: